Казань, Татарстан

«Спиртовые» АЗС: как в Бразилии заправляются спиртом и бензином сразу

Новости рынка
Бразилия во многом уникальная страна. И по отношению к автомобильному топливу – в частности. На большинстве АЗС здесь спокойно можно купить спирт. Правда, исключительно в качестве топлива.



Сегодня Бразилия обеспечивает 40% своих потребностей в автомобильном топливе за счет использования спирта. 70% бразильских автомобилей могут использовать спирт вместо бензина.

Начало 1970-х годов стало временем "бразильского экономического чуда". Однако чудо столкнулось с большими проблемами. Во-первых, в 1973 году арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставку "черного золота" государствам, поддержавшим Израиль. В результате, мировые цены на нефть выросли в три раза. Во-вторых, мировая конъюнктура негативно отразилась на ценах на один из основных экспортных товаров Бразилии - сахар. В начале 1960-х годов цены стабильно росли, в середине 1960-х - рост прекратился, а в 1974 году они резко упали.

Исходя из этого, президент Бразилии Эрнесто Гизель принял "соломоново решение". Он инициировал создание национальной программы, которая должна был обеспечить бразильские автомобили заменителем бензина - спиртом, параллельно решив проблему с кризисом, в котором оказались производители сахара. На первом этапе, который стартовал в 1975 году, был принят закон, который обязывал нефтетрейдеров добавлять в бензин не менее 20% этанола. Чтобы поощрить переход на этанол, государство предложило кредитные гарантии и "дешевые" кредиты компаниям, желавшим строить спиртзаводы. Государственные структуры стали централизованно закупать спирт по повышенным ценам. Налоги на бензин были подняты таким образом, чтобы производство и использование этанола стало коммерчески выгодным. Результаты оказались фантастическими: за четыре года (с 1975 по 1979) производство этанола выросло на 500%.


Спирт из бразильского тростника достаточно дешев и экономически выгоден

Второй этап программы начался в 1979 году, когда правительство Бразилии подписало соглашение с крупнейшими мировыми автопроизводителями (Fiat, Toyota, Mercedes-Benz, General Motors и Volkswagen), в рамках которого те были обязаны собирать в Бразилии только модели машин, способных использовать в качестве топлива 100%-й спирт. Кроме этого, были введены налоговые льготы для владельцев машин, которые соглашались переоборудовать их, перейдя с бензина на спирт. Параллельно шла масштабная рекламная кампания: чиновники, политики, звезды автогонок и шоу-бизнеса пересаживались на "спиртовые" автомобили. Итог: за период с 1979 по 1985 год производство этанола выросло в три раза. К этому времени этанол обеспечивал половину потребностей Бразилии в автомобильном топливе.

Однако в том же 1985 году у Бразилии начались проблемы. Причиной стало резкое снижение мировых цен на нефть, из-за которого этанол вновь стал дороже бензина. Еще одним ударом стал рост мировых цен на сахар. В результате, производство спирта стало снижаться. Однако эти новости не повлияли на автопроизводителей, которые продолжали выпускать только машины, способные работать на спирту. В конце 1980-х годов почти все новые автомобили, продаваемые в Бразилии, были способны использовать в качестве топлива исключительно этанол.

Результатом стал очередной кризис: в 1990 году спирта было произведено меньше, чем требовалось для нормального функционирования экономики. По иронии судьбы, Бразилия оказалась вынуждена экспортировать спирт и смешивать этанол с метиловым спиртом. Автозаводы мгновенно отреагировали на новую конъюнктуру рынка: они вновь перешли на сборку бензиновых автомобилей. В результате, в середине 1990-х только такси и автомобили, предоставляемые в аренду, были способны заливать в свои бензобаки чистый спирт. Впрочем, правительство страны не уступило в одном - в продаваемый на АЗС бензин в обязательном порядке должно было добавляться 20% этанола.

"Второе дыхание" бразильский эксперимент обрел в конце 1990-х, когда появились "автомобили на "гибком" топливе" flexible fuel vehicles (FFV), которые способны использовать смесь из 85% спирта и 15% бензина, равно как и обычный бензин. Ряд автомобильных компаний договорились с правительством Бразилии о налоговых льготах (при продаже FFV налог с продаж составил 14%, для бензиновых моделей - 16%) и стали производить FFV - первопроходцем здесь стала корпорация Ford, открывшая сборочную линию в 2002 году. Эти машины стали пользоваться большой популярностью: если в 2005 году на их долю пришлось 53% от общего объема продаж, то в 2006 году - 70%.


Заправка "спиртом" - даже для люксовых моделей

Успех Бразилии во многом обусловлен рекордно низкой стоимостью производства спирта. Цена этанола зависит от "калорийности" сельскохозяйственных культур, стоимости местной рабочей силы, эффективности процесса переработки и пр. Этанол в Бразилии стоит дешевле, чем в США ($0.80 против $0.90 -1.30 за галлон), в частности потому, что бразильский сахарный тростник более удобен для производства спирта, чем американская кукуруза, а бразильские рабочие зарабатывают меньше, чем американские.

В результате в 2006 году 4.3 млн. бразильских автомобилей использовали в качестве топлива 100%-й (точнее, 95.5%-й) спирт, еще 17 млн. использовали иные смеси этанола и бензина. 18 тыс. из 22 тыс. бразильских АЗС продают чистый этанол.


Источник:
http://www.samoupravlenie.ru/22-25.html
Сеть АЗС «Магистраль»:
- качественное топливо
- низкие цены
- отличный сервис